Комбинезон (рис. 211) - верхняя одежда спелеотуриста, работающего в холодных обводненных пещерах.
Особенность данной конструкции - малая суммарная длина швов и отсутствие поперечных, легко рвущихся при проползании по узким участкам, - позволяет успешно применять комбинезон в пещерах с большим числом узостей. Изготавливается из прорезиненного капрона - гидромелиоративной ткани (серебристой стороной наружу) или БЦУ. Выкраивается из цельного отреза. Поперечный шов допустим лишь по линии плеча. При малой ширине материала следует подшить рукава. Все швы - внахлест. Выкройка дана для размера 50 (рост 180 см) без припуска на швы. Последовательность изготовления: вшить клинья: линию 1-2-3 сшить с линией 1а-2а-За, 4-5-6 с 4а-5а-6а, 7-8-9 с 7а-8а-9а; сшить капюшон: линию 10-11-12 - с линией 10а-11а-12а; пришить капюшон к вырезу комбинезона, совместив точки 13а и 13; сшить вытачки: 14-15 с 14а-15, 16-17 с 16а-17; сложить, по линии плеча и сшить линии 19-1-2в-3-18 с 19а-1б-2б-3б-18а, 21-4-5в-6-20 с 21а-4б-5б-6б-20а. 22-7-8в-9-23 с 22а-7б-8б-9б-23а; планку с пуговицами, пришитыми через 10-15 см, пришить к разрезу пуговицами внутрь. В другом борту сделать разрезы-петли. На места, соответствующие коленям, локтям и ягодицам, заранее нашить сверху протекторы. Комбинезон не стесняет движений при наклонах и приседаниях, но стесняет в шаге. При одетой беседке этот недостаток неощутим. (Автор А. Михалин, Москва).
заключается в оборудовании скатываемого рукава (а) и плечевых лямок (б). Скатываемый рукав (рис. 213 - детали рукава и их размеры,
рис. 214 - взаимное положение деталей при сборке)
состоит из собственно рукава, резинового валика и клапана, которые обеспечивают удобство пользования и полную герметичность. Место разреза и крепления рукава выбирается на 15 мм правее (левее) от переднего осевого шва брюк. Концы прорези делаются просечкой диаметром около 2 мм. Левая (2) и правая (3) стенки рукава, стенки фланца (4) и обе накладки (5) вырезаются из мягкой листовой резины толщиной 0,5-1 мм. Рукав и фланец свариваются вулканизацией. Клапан (8), его планка (7) и планка пуговиц (б) вырезаются из прорезиненного капрона (БЦУ, гидромелиоративная ткань). Пуговицы (9) и клапан пришиваются капроновыми нитками по средним линиям планок. При монтаже в рукав вставляется жесткий картон, чтобы за счет натяжения на швах рукава стенка брюк вытянулась и охватила рукав у швов с наложением по ширине 3-5 мм. Сначала (удобнее вдвоем) клеют у концов швов рукава, потом - середину, отвороты, фланец накладки. Валик (1) оклеивают передним краем левой стенки. Последними к брюкам приклеивают планки с пуговицами и клапаном. Плечевые лямки (см. рис. 212),
соединенные в передней части с брюками тонкой капроновой тесьмой, позволяют возвращать их после отстегивания в рабочее положение без снятия рубахи. Сами лямки состоят из резинотканевых тесемок (1), (2), между которыми вшита шелковая корсажная лента (3), капроновой тесьмы (4) и металлических деталей - колец, пряжек, петель, крючков (рис. 215), сделанных из нержавеющей стали. Для предохранения резины гидрокостюма от повреждений металлическими деталями на плечевые лямки надеваются тканевые чехлы - (5) (Кушнер Л. "Турист", 1983, № 10).
Гидрокомбинезон (ГК) спелеолога (рис. 216)
сухого типа, разработанный В. Лукиных и В. Мельниковым из Красноярского клуба спелеологов, используется под прочным защитным комбинезоном для длительной работы в обводненных пещерах, включая подводные работы в сифонах. Отличается от известного ГК "Садко" свободным доступом к функционально важным частям тела, малым весом (менее 1 кг), небольшим объемом (около 1 дм3). Склеивается из тонкой резины или прорезиненного капрона. Гидрокостюм состоит из собственного ГК (1) с нагрудным входным отверстием, герметизируемым жгутовкой "аппендикса" (2), открытого шлема (3), манжет (4) от ГК "Садко", съемных перчаток (5), резиновых чулок (6) с вклеенными вместо подошвы пляжными тапочками. Выкройка гидрокомбинезона (рис. 217):
а - внутренняя часть штанины с вырезанной проймой (2 шт.); б - наружная часть штанины (2 шт.); в - спинка (1 шт.); г - грудь с вырезом (1 шт.); д - рукав (4 шт.); е - фартук "аппендикса" входного отверстия (2 шт.); ж - чулок (4 шт.). Выкройка соответствует размеру 50 (рост 178-180 см). Детали вырезают для склейки встык, без припуска на швы. Из той же резины заготавливают ленту шириной 25 мм, тщательно ее зачищают, обезжиривают, покрывают клеем в три слоя и после его высыхания, без натяга, сворачивают в руках в рулон клеем наружу для более удобного наложения на шов. Смежные детали предварительно соединяют лейкопластырем с наружной стороны, после чего готовят к склейке шов с внутренней стороны и проклеивают его резиновой лентой. Сразу по наложении ленты шов простукивают деревянным или резиновым молотком на деревянном столе. С просушенного шва снимают лейкопластырь и проклеивают шов снаружи тканой прорезиненной лентой по той же технологии. Шлем и манжеты от ГК "Садко" применены как более удобные и надежные. Детали склеиваются в следующем порядке: 1) пройму двух деталей (а); 2) передний шов деталей (а) и (б); 3) задний шов деталей (а) и (б); 4) боковые швы и плечи деталей (в) и (г); 5) рукава из деталей (д); 6) рукава с курткой; 7) штаны с курткой (предварительно подогнав их по росту); 8) фартук "аппендикса" из деталей (е) по пунктирному шву; 9) фартук "аппендикса" с курткой ГК; 10) боковые швы двух деталей (ж) попарно; 11) чулки с тапочками; 12) чулки со штанами, подогнав комбинезон по росту; 13) манжеты с рукавами; 14) шлем с курткой. (Склейку по пунктам 6-7, 11-14 производят, растянув детали в месте склейки на деревянных цилиндрах.)
Станковый рюкзак "Сумган" (рис. 218)
отличается от известных образцов раздельными емкостями из трех-четырех сумок (1), которые крепятся к станку двумя продольными (2) и двумя поперечными стяжками (3). Станок (4) делается из тонкостенных стальных (титановых) трубок и обтягивается капроновым шнуром. Крепление нижних концов плечевых ремней за углы грузовой площадки (5) повышает грузоподъемность станка. Съемные колеса (6) от роликовых коньков позволяют использовать станок как тележку. Сумки желательно делать из капрона с молниевыми застежками, что позволяет извлекать (класть) нужную вещь без ослабления увязки рюкзака. Поясной амортизатор в виде плоской транспортной сумки (7) крепится к стойкам и перекладине ремешками (8). В сумку обычно укладывается подстилочный коврик. (Авторы: К. Серафимов, Ш. Дюйсекин, Усть-Каменогорск.)
Снегоступы (рис. 219)
используются в горах при глубоком снежном покрове. Их изготовляют из дюраля или титана толщиной 1-2 мм. На верхней стороне пластины (1) монтируются полужесткие крепления (2), ремень для фиксации стопы (3), а к нижней части крепятся уголки (4) с величиной полки до 30-40 мм. Расположение их "елочкой" обеспечивает уверенное сцепление при подъемах и спусках. Удержание на склонах при боковом движении достигается установкой продольного уголка. Вес пары снегоступов в зависимости от материала и его толщины может достигать 1-2 кг. Техника ходьбы на снегоступах напоминает движение на альпинистских кошках: следует ставить снегоступ всей поверхностью, а на уплотненных участках - даже врубаться в снег его уголками (Феденев С. "Турист", 1981, № 1).
Карбидная лампа (рис. 220)
отличается от электрического фонаря значительно более ярким светом. Форсунка горелки делается из головки примуса с расширенным на выходе с помощью швейной иглы отверстием диаметром до 0,2-0,3 мм. В этом случае штуцер должен иметь длину, предупреждающую оплавление полихлорвинилового шланга. Форсунка из медицинской иглы (1) с внутренним диаметром 0,2 мм вставляется через резиновую пробку (2), которую практически не нагревает, в латунную трубку-штуцер (3), укрепляемую на корпусе горелки. Установленная на каске горелка системы Картышева (4) с двумя форсунками, пламя которых пересекается в верхней части, при наличии наклоненного металлического отражателя (5) от велофары почти абсолютно устойчива к задуванию и заливанию крупным дождем в колодцах пещер. Рядом с форсункой крепят колесико с трубкой подачи кремня от газовой зажигалки. Установив игольную форсунку через короткую (10-15 см) резиновую трубку на бачок, получают удобный базовый светильник. Вентилем от подвесной клизмы (кружки Эсмарха) можно отключить одну из форсунок на спокойных участках и экономить карбид. Расход карбида на одну форсунку - 100 г на 5-12 ч. Расход воды в 8-10 раз больше. Яркость меняют, регулируя подачу воды в бак газогенератора (реактора) с помощью штока (6), запирающего отверстие в донной гайке (7) водяного бачка над реактором. Воду следует подавать равномерно по площади реактора. Карбид заранее фасуют в мешочки из тонкого капрона, пропускающего воду, но удерживающего карбидную пыль, и хранят в запаянных полиэтиленовых пакетах. Лампа перезаряжается сменой мешочка, что важно в пещерах охранного режима, где необходимо выносить отходы. Отбор газа из бачка емкостью более 400 см производится через трубку (8) с мелкими отверстиями в стенках и припаянным каплеуловителем (9) сверху. Трубка крепится на штыре (10), ввинченном в дно бачка. Известь со стенок бачка, трубок и т. п. хорошо удаляется 5%-ным раствором соляной кислоты. Конденсат из шланга удаляют продувкой один раз в 4-5 ч. При избыточном давлении продувка происходит автоматически, с отрывом и погасанием пламени. Чистят игольную форсунку ершиком (11) из стальной пряди полевого телефонного провода, укрепленного рядом с горелкой. Надо быть осторожным, работая с карбидкой рядом с веревкой, в палатке. Полезна редкая решетка для ограждения пламени. (Авторы: В. Рогожников, Киев; Ш. Дюйсекин, К. Серафимов, Усть-Каменогорск.).
Хомутик для свечи (рис. 221)
надевается на свечу сверху своей конусной частью так, чтобы его край был на 1-2 мм выше уровня парафина, что препятствует его стеканию и увеличивает время горения свечи в несколько раз. По мере выгорания парафина хомутик следует сдвигать вниз. Хомутик сворачивается из алюминиевой фольги или из стеклоткани с промазыванием эпоксидным клеем, либо вытачивается из текстолита. (Автор С. Лисицкий, Старый Оскол.)
Герметичный налобный фонарь (рис. 222)
предназначен для работы в пещерах и под водой на глубине не больше 25 м при толщине силикатного стекла (1) 2 мм. Размеры фонаря определяются размерами отражателя. Приведенные на рисунке соответствуют отражателю диаметром 55 мм и высотой (с лампочкой) 35 мм. Фонарь имеет форму усеченного конуса. Вначале необходимо на плотной бумаге сделать развертку корпуса (2) и донышка (5). На шаблоне (2') корпуса нет зубцов по краям, но имеется выступ для спая внахлест и два уса на нем, а также щели для разметки пазов под усы корпуса, гребенки, скобок и точки центров отверстий ввода. Материал корпуса, донышка, гребенки (3), колец (10), скобок (8), стоек (13), контакта (14) - луженая жесть от консервных банок. После разметки развертки корпуса по шаблону на жести по краям дорисовывают зубцы. В развертке корпуса отверткой на деревяшке продавливаются 10 пазов под усы для упрощения сборки. Конус сворачивают, усы вводят в ответные пазы и загибают. Зубцы переднего края отгибают в плоскость фланца, на них сзади и спереди накладывают разрезанные кольца (10) и фиксируют их усами. Гребенка (3) сгибается вокруг алюминиевой пластины толщиной 3 мм и в ней ножовкой и надфилем пропиливаются пазы шириной 2 мм. Гребенка фиксируется усами в пазах корпуса. Пружины (7) фиксации запасных лампочек (4) выгибают из пружины старого будильника, игрушки или фуражки и фиксируют в пазах скобками (8). Зубцы заднего торца (каждые 4 из 5) загибаются в плоскости донышка, донышко накладывается на них и фиксируется не загнутыми ранее зубцами. В уши донышка вставляют луженые латунные винты М3 х 10 и фиксируют лужеными латунными гайками. Уши дна с подкосами отгибают по чертежу. Собранный корпус пропаивается оловянно-свинцовым припоем по всем швам и отверстиям, кроме ввода. Флюс - канифоль. Мелким напильником удаляются заусенцы, задиры, спиливаются усы колец с обеих сторон фланца; передняя, боковая и задняя поверхности фланца опиливаются так, чтобы не было вмятин, а чистота поверхности - не хуже V 4. Из медной луженой проволоки диаметром 0,8-1,2 мм (12), жести (13), (14), резины толщиной 1 мм (15) и текстолита или стеклотекстолита (11), (16) изготавливается патрон для лампочки. Плата (11) после закрепления на ней патрона склепывается с прокладкой (16), устанавливается на дно фонаря и фиксируется по краям припаянными к корпусу жестяными угольниками. Два латунных винта М3 х 12 с подпаянными под головки монтажными лепестками вставляются в ПХВ трубки (диаметром 3, длиной 2,5 мм) и в текстолитовый изолятор (17), в отверстия ввода диаметром 4,3 мм (изнутри корпуса); на них, с промазкой клеем БФ-2 по корпусу, надевается текстолитовый изолятор (18), навинчиваются луженые латунные гайки, затягиваются и пропаиваются. Навинчивается еще по одной латунной гайке, после чего торцы винтов раскерниваются. На внутреннюю поверхность корпуса укладываются со слабиной и подпаиваются к лепесткам ввода и контактам патрона изолированные монтажные провода сечением 0,14-0,2 мм . По шаблону диаметром 57 мм алмазом вырезается силикатное стекло (1) диаметром 65 мм; края стекла шлифуются абразивным бруском до получения поверхности без углов и вмятин (при совпадении размеров в качестве полуфабриката рекомендуется использовать круглое зеркальце со снятой химическим способом амальгамой). Корпус и донышко окрашивается снаружи (для защиты от коррозии) в любой, лучше в светлый цвет, изнутри - белой эмалью, что позволяет иметь приемлемый свет при утере отражателя. Под пружины вводятся запасные лампочки; рабочая лампочка вворачивается до упора в патрон. Стекло и отражатель обтягиваются по контуру кольцом-срезом велокамеры шириной 10-12 мм. Узел стекло - отражатель вставляется в корпус и обтягивается с его фланцем аналогичными кольцами дважды. При хорошем качестве поверхностей стекла и фланца указанное самоуплотняющееся соединение герметично. Одно-два запасных резиновых кольца хранят внутри корпуса фонаря. На оголовье или на каске фонарь крепится полуосями в скобе или угольниках с фиксацией гайками и контргайками. Угол наклона задается пружинной рамкой, поперечина которой фиксируется в выбранном пазу гребенки фонаря. (Авторы: В. Горячев, Л. Кушнер, Москва.)
Сканирование и обработка: И. Слепцов (Санкт-Петербург).