Регулировка высоты руля. Настройка высоты руля зависит от того, в каком положении будет ездить велосипедист. Следует помнить, что чем выше руль, тем сложнее будет подниматься на велосипеде в гору; чем ниже – тем меньше обзор при движении велосипедиста по дорогам. При движении по автодорогам рекомендуется настраивать высоту руля так, чтобы угол наклона спины велосипедиста составлял примерно 30° с вертикалью. Для занятий фитнесом рекомендуется угол 45°-60°, для лёгких прогулок на велосипеде, а также для пожилых велосипедистов или детей - 60°-90°. Для шоссейных и скоростных велосипедов руль должен быть ниже (угол наклона велосипедиста, соответственно - больше). На большинстве современных велосипедов конструкция выноса руля позволяет регулировать высоту в пределах 30-35 миллиметров. Чтобы произвести настройку высоты руля, нужно шестигранным ключом ослабить болт выноса руля, отрегулировать высоту необходимым образом и закрепить болт. Однако на некоторых велосипедах установлены рулевые колонки без резьбы. Они позволяют отрегулировать высоту руля лишь на несколько миллиметров. Чтобы поднять руль, необходимо установить дополнительные дистанционные (проставочные) кольца. Чтобы руль опустить, придётся устанавливать вынос другого типа. Настройка положения седла велосипеда.
Регулировка высоты седла. Высота седла должна быть отрегулирована таким образом, чтобы велосипедист при езде мог свободно доставать пяткой до педали в нижнем её положении. Седло не следует устанавливать слишком низко, так как в этом случае ноги будут сильно уставать и перенапрягаться за счёт того, что выпрямить ногу полностью не удастся. Исключение составляют велосипеды представителей экстремальных видов велоспорта. Не следует также настраивать седло слишком высоко, так как это создаст трудности при начале движения и при остановке, а также создаст условия для перегрузки спинных мышц, поскольку велосипедист не сможет свободно достать доставать до педалей в любом положении. Настройка высоты седла начинается с откручивания болта (или эксцентрика) в подседельном узле рамы. Это освободит седло вместе с прикреплённым к нему штырём. Если снять подседельный штырь из трубки рамы не удаётся, необходимо использовать смазку – возможно, внутри трубки появилась ржавчина. Вытащив подседельный штырь, необходимо выполнить правильную регулировку высоты, выбрав оптимальное положение седла. После этого следует закрепить штырь, закрутив болт или эксцентрик. Также обратите внимание на риски подседельного штыря – не следует выдвигать седло велосипеда за пределы рисунков.
Регулировка наклона седла. Разумеется, самой правильной настройкой в данном случае будет горизонтальное положение седла. Это оптимальный вариант, поскольку при наклоне седла в сторону заднего колеса у велосипедиста возникает ощущение заваливания назад, а при наклоне в сторону руля – ощущение соскальзывания вперёд. Однако находятся любители изменить стандартную регулировку наклона седла. Для того чтобы настроить уровень наклона седла, необходимо ослабить механизм фиксации седла на подседельном штыре. Для этого потребуется, в зависимости от типа зажима, открутить две гайки или ослабить один болт. Отрегулировав положение седла, не забудьте снова зафиксировать седло. Настройка наклона велосипедного седла окончена.
Настройка смещения. Регулировка седла вперёд-назад. Диапазон регулировки смещения седла на велосипедах обычно не велик и составляет всего несколько сантиметров. Опытные велосипедисты советуют производить горизонтальную настройку седла так, чтобы расстояние от его кончика до выноса руля примерно соответствовало или было чуть больше, чем расстояние от локтя до кончиков пальцев велосипедиста. Чтобы произвести настройку смещения, нужно ослабить зажимный механизм на подседельном штыре и выбрать оптимальное расстояние регулировки седла.
Настройка и регулировка переключателей. Регулировка переднего переключателя. Регулировка высоты. Высота должна быть настроена таким образом, чтобы зазор при прохождении рамки переключателя над самой большой звёздочкой составлял не более 1-2 миллиметров. Для проверки можно воспользоваться рублёвой монеткой.
Регулировка угла. При обзоре сверху рамка переключателя должна быть отрегулирована строго параллельно цепи велосипеда. Настройка ограничительных винтов. С помощью L-винта, как правило, регулируется положение на самой маленькой звезде, а с помощью H-винта – положение на самой большой звезде. Настраивается оно следующим образом:
* Откручивается болт, держащий тросик. * Переключатель переводится в крайнее левое положение. Винт закручивается так, чтобы зазор составлял около 1 миллиметра. Цепь при этом находится на самой маленькой звёздочке. * Переключатель переводится в крайнее правое положение. Регулируется зазор. Цепь при этом находится на самой большой звёздочке. * Чтобы проверить правильность регулировки ограничительных винтов, можно покрутить педали и убедиться, что цепь не задевает рамку.
Настройка натяжения троса.
* Трос необходимо закрепить, при этом надо следить за тем, чтобы он был прямым. * При помощи винта осуществляется регулировка натяжения тросика. Лучше всего делать это при включенной средней передаче. Если при этом задевает рамка, надо либо затянуть, либо ослабить тросик – это зависит от того, с какой стороны задевает. * Чтобы проверить, правильно ли сделана регулировка, можно попробовать переключать скорости, вращая при этом педали. Если цепь забрасывается с трудом, нужно натянуть трос, если с трудом сбрасывается – ослабить.
Регулировка заднего переключателя. Настройка H и L винтов. H- и L- винты отвечают за положение переключателя на самой большой и на самой маленькой звёздочках. Для начала нужно открутить болт, держащий трос переключателя. Тросик должен двигаться без труда. Затем отрегулировать H-винт таким образом, чтобы самая маленькая звёздочка находилась в одной плоскости с роликами натяжителя. При этом следует проверить наличие неисправностей петуха, рамки переключателя и др. Далее нужно вставить и зафиксировать тросик. При этом он должен быть прямым. Затем вытянуть тросик до конца и перебросить цепь на самую большую звёздочку, отрегулировать L-винт таким образом, чтобы самая большая звёздочка находилась в одной плоскости с роликами переключителя. Чтобы проверить правильность настройки, надо вытягивать тросик, вращая педали (руками), и следить при этом за поведением цепи на крайних звёздочках.
Настройка B-винта. Сначала необходимо переключить на самую маленькую звезду. Затем, если ролик переключателя касается звезды, затянуть B-винт, если же расстояние между ними слишком большое – ослабить. Регулировка натяжения тросика. Когда велосипедист переключает скорость, он тем самым натягивает тросик, за счёт чего цепь перебрасывается на звезду большего размера. Нам необходимо отрегулировать и настроить лишь начальное натяжение троса. Делается это при помощи винта на переключателе или на манетках по следующему принципу: если цепь тяжело забрасывается – необходимо затянуть винт, если тяжело сбрасывается – ослабить.
Вот и всё, что касается базовой настройки и регулировки велосипеда. Ничего сложного здесь нет, однако велосипедист должен научиться проводить регулировку велосипеда самостоятельно, чтобы суметь исправить мелкие неприятности с дороге.