Думаю начинающим велосипедистам будет полезно ознакомиться со схемой
велосипеда. Это поможет не только в магазине, при выборе своего первого
железного коня, но и вообще в освоении велосипеда…
РАМА
Рама велосипеда
Современные велосипедные рамы изготавливают из сплавов стали (HiTen,
Cromo), титана, алюминия, а так же существует класс рам из полимерных
материалов, таких, как карбон.
Универсальные крепления на раме
Крепления на раме могут использоваться для монтажа различных
аксессуаров - фляжка с водой, насос и т.д. На рамах высокого уровня
имеются разьемы для крепления дискового тормоза.
Петух
Петух это металлический кронштейн, на который крепится задний
переключатель. Бывает несъемный и съемный. В рамах высокого уровня он
обязательно съемный.
РУЛЕВАЯ КОЛОНКА
Руль велосипеда
Руль у велосипеда бывает прямой, выгнутый и шоссейный (бараньи рога). На прямой руль часто ставят "рожки” (ручки по краям руля).
Грипсы
Грипсы - это ручки надеваемые на руль для удобства управления. Грипсы могут быть резиновые, паралоновые, гелевые и т.д.
Вынос руля
Вынос руля во многом, определяет посадку велосипедиста. Подбирая подъем
и длину выноса можно принять как прогулочную (практически верикальную),
так и скоростную (более низкую и аэродинамичную) посадку. Существуют
регулируемые модели выноса руля.
СИСТЕМА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ
Манетки (моноблоки)
Это центр управления велосипедом - тормозные ручки и ручки переключения скоростей.
Передний переключатель
Передний переключатель это механизм обеспечивающий переход цепи по
звездам системы. С помощью системы тросов он подсоединен к моноблокам.
Передний переключатель это один из самых неприхотливых механизмов в
велосипеде.
Задний переключатель
Устройство перебрасывающее цепь на разные звезды кассеты. Так же
подсоединен к моноблокам с помощью системы тросов. Но в отличие от
переднего переключателя это, довольно хрупкий механизм, который в силу
конструктивных причин постоянно открыт воде и грязи, поэтому, он
требует постоянного ухода.
Система тросов
Отходящие от моноблоков тросы, передают усилие от рук велосипедиста к
переключателям скоростей и тормозной системе. В современном велосипеде,
как правило, насчитывается четыре троса - к заднему и переднему
тормозам, а так же к заднему и переднему переключателям скоростей.
Существует модели тормозов, где тросы заменены на гидравлические линии,
там наполнителем является специальное масло передающее усилие за счет
давления поршня в моноблоках.
Ролик заднего переключателя
Это достаточно быстро изнашивающийся компонент, так же требующий ухода и смазки.
СИСТЕМА ТОРМОЖЕНИЯ
Тормоза
Один из важнейших компонентов велосипеда это тормоз. Существуют три основных вида тормозов:
- тормоза на базе тормозного барабана - торможение начинается тогда,
когда велосипедист крутит педали в обратную сторону. Часто применяется
в city bike’ах.
- ободные тормоза - тормоза клещевого типа, это V-brake или кантилеверные тормоза, зажимающие обод колеса велосипеда.
- дисковый тормоз - тормоза где торможение происходит за счет сжатия диска закрепленного на втулке колеса (как в мотоциклах).
V-brake и дисковые тормоза так же могут быть гидравлические
(жидкостная система), механические (усилие передается тросиком) и
гибридные.
СИСТЕМА АМОРТИЗАЦИИ
Вилка
Вилка бывает двух типов - амортизационная и жесткая. Жесткую вилку
ставят, в основном, на велосипеды нацеленные на скорость - шоссейные,
туристические и трековые модели, а амортизационную вилку, на горные
велосипеды и гибриды, поскольку, она поглощает не только удары, но и
часть энергии от педалирования и дает на шоссе лишний вес.
Амортизационные вилки различают по длине хода (от 40мм до 300 мм) и
типу механики - воздушные, маслянные, эластомерные и смешанных типов.
Задний амортизатор
Задним амортизатором оборудуют горные и туристические модели, его
установка возможна только на специализированную раму. Задний
амортизатор, как и передний (вилка), сьедает часть усилий
велосипедиста, добавляет веса велосипеду, комфорта и управляемости
велосипедисту.
СИСТЕМА
Система
Это набор из передних звезд и шатуна. Обычно, состоит из трех, реже
двух или одной звезды. У шоссейных велосипедов обычно две звезды на
52,32. У горных велосипедов количество зубцов на звездах обычно
48,38,28 или 42(44-46),32,22. Некоторые системы, оборудуются защитным
пластиковым кольцом - это предохраняет одежду от попадания между
зубьями и цепью.
Шатуны
Шатуны крепятся к системе, а к ним крепятся педали.
Педали
Педали бывают двух принципиальных типов - туклипсы (обычные педали с
ремешком для крепления ноги), обычная платформа (с которыми можно
ездить в любой обуви) и контактные педали (требуют специального
крепления на велотуфлях). Последний тип педалей значительно улучшает
скорость и технику педалирования, поскольку Вы передаете усилие на
вращение системы не только при нажатии на педаль, но и при подьеме ног
- педаль пристегивается к ноге особым контактом на ботинках. Езда в
велотуфлях требует определенного опыта.
Цепь
Цепь это самое сложное механическое устройство в велосипеде. Цепь
постоянно подверженна износу и подлежит постоянному уходу, смазке и
своевременной замене.
Кассета
Задний набор звездочек. У горных велосипедов количество зубцов на
задних звездах обычно находится в промежутке 11-34. Число зубьев на
системе относительно зубьев на кассете, называют "передаточным
отношением”. На современном велосипеде, количество звезд кассеты
составляет от 6 до 10. Большее количество звезд, дает значимый прирост
возможных передаточных отношений с кассетой, что позволяет выбрать
комфортную передачу для любого уклона дороги и это позволяет заехать на
очень крутой склон.
КОЛЕСА
Обод колеса
От прочности обода колеса, зависит долговечность колеса в целом и, во
многом, скорость велосипеда. Для горного велосипеда стандартный диаметр
колеса 26″ (но есть модели и 28″,29″), шоссейного или гибрида 28 дюймов.
Покрышка
От типа покрышки прямо зависит устойчивость велосипеда на разных типах
дорожного покрытия и скорость. Покрышки различают по плотности резины,
виду протектора и ширине. Покрышки без протектора или с маловыраженным
рисунком, называют "слик”, с чистым верхом, но боковыми шипами -
"полуслик” и, наконец, "шиповка”, чья рабочая поверхность имеет ярко
выраженный протектор.
Втулки колеса
Сложный закрытый от грязи механизм, который обеспечивает вращение
колеса на оси и "держит” спицы. Подвергается большим нагрузкам,
поскольку, на него приходится весь вес велосипедиста и велосипеда.
Существует множество видов втулок, которые предназначены для разного
типа нагрузки, вида тормозов и количества спиц.
Спицы
Спицы это очень уязвимый компонент, который помимо нагрузки от
велосипедиста, постоянно подвергается ударам на ухабах дороги. Обычно
колеса спицуют накрест (”в три креста”) или радиально (”солнышком”).
Для горного велосипеда наиболее распространена спицовка 32-мя или 36-ю
спицами на 3 "креста”.
Ниппель
Простой механизм для удержания воздуха в камере. В современном
велосипеде, существует - автомобильный или велосипедный
(специализированный высокий нипель "френч”).
СЕДЛО И ГЛАГОЛ
Седло
Часть велосипеда, с которой велосипедист соприкасается в течении всей
поездки. Правильный и вдумчивый подбор седла для своего стиля катания
крaйне важен. Шоссейные седла узкие и длинные, седла для горных
велосипедов более широкие, а у city bike’ов они очень широкие,
подпружиненные, ориентированные на вертикальную посадку. Существует
разделение на мужские и женские(зачастую не сильно отличаются).
Материал: кожа, кожазаменитель, прочие.
Подседельный штырь - глагол
От высоты подседельного штыря прямо зависит посадка велосипедиста и
расстояние ног до земли. Подседельные штыри бывают : жесткие -
алюминиевая, стальная или углепластиковая трубку с креплением для седла
и амортизационные (часто используются в city bike’ах).
Эксцентрик
Подседельный хомут. Зажимает подседельный штырь в раме. Бывают с эксцентриком или на обычном болте (дешевые модели).
http://bikes.ironhorse.ru/archives/36
|