Вне зависимости от того, какую марку вы выбираете, все детали, кроме рамы, от руля и до седла созданы другими фирмами. Разобраться в них порой бывает очень сложно. Остановимся на самых важных частях велосипеда.
Подвеска и амортизаторы. Наличие подвесок колёс – пожалуй, главное отличие современного велосипеда от его предшественников. Спереди это телескопическая вилка с воздушной или стальной пружиной, масляным или эластомерным демпфером. Задняя подвеска выполнена в виде качающегося рычага, либо системы рычагов, качалок и других промежуточных звеньев. Они могут быть обычной пружиной, а могут быть сложнейшим масляно-воздушным агрегатом с электронной регулировкой.
Амортизаторы делают ход велосипеда более мягким, гасят колебания, вызванные неровности дороги, и делают велосипед более комфортабельным. Существуют следующие типы амортизаторов:
Пружинный амортизатор. Самая простая конструкция. Представляет собой обычную стальную пружину, которая должна сглаживать неровности дороги. Для передней подвески они практически не выпускаются. Недостаток их в том, что они создают колебания и снижают управляемость велосипеда.
Пружинно-эластомерные амортизаторы. В них кроме пружины есть демпфер (эластомер), который гасит вибрацию. Их устанавливают на начальные велосипеды. Их недостаток это температурная зависимость. В мороз они работают очень плохо.
Пружинно-масляные амортизаторы. В них роль демпфера играет поршень, погруженный в масло. Многие амортизаторы такого типа имеют регуляторы хода и демпферирования в обоих направлениях. Они работают лучше, чем эластомерные, менее зависимы от температуры. Однако за ними необходим постоянный уход, и они значительно дороже стоят. Воздушно-масляные амортизаторы. В них стальная пружина заменена пневматической, которая специальным насосом накачивается воздухом.
Жесткие передние вилки уходят в прошлое. Сегодня наиболее распространены амортизационные вилки пружинно-эластомерного типа, к более дорогим относятся вилки пружинно-гидравлического (масло) типа и новейшие воздушные. Ход вилок для кросс-кантри колеблется от 2,5 до 4,5 дюймов (67-100мм), вилки для даунхилла имеют ход от 4,5 до 7 дюймов (100-180мм).
Руль, вынос и рулевая колонка. Выпускается два типа рулевых колонок, резьбовая и безрезьбовая. Резьбовую колонку используют на туристических велосипедах. Безрезьбовую используют на горных велосипедах. Руль на безрезьбовой колонке очень мало регулируется по высоте, но за то она более прочная.
Велосипедный руль может быть нескольких типов:
* На дорожных велосипедах рукоятки руля подняты вверх. Это сделано для того, что бы велосипедист сидел на велосипеде с высокой посадкой, что бы было удобно контролировать дорожную обстановку. * На шоссейных велосипедах руль имеет сложную форму (рога) - это дает возможность сидеть как с низкой посадкой (для увеличения скорости), так и с высокой посадкой. * На горных велосипедах руль делается прямым или слегка изогнутым, для уверенного управления на бездорожье.
Переключатели. Передний и задний. Самая главная деталь велосипеда после рамы. Передний переключатель перебрасывает цепь между тремя передними звездами на системе. Задний переключатель перебрасывает цепь между 6-9 задними звездами на кассете.
Манетки - ручки переключателей, приводящие их в действие, расположены на руле. Правая отвечает за задний переключатель, левая - за передний.
Тормоза:
Барабанные тормоза. Обычно такой тормоз встраивается в заднюю втулку. Тормозные колодки выполнены в виде барабана, который прижимается к внутренней стороне втулки. Они отличаются износостойкостью и всепогодностью. Недостатки их состоят в том, что если шатуны находятся в вертикальном положении, то эффективность торможения резко уменьшается. А если в движении соскакивает цепь, велосипед остаётся без тормозов.
Ободные тормоза или V-brake. Здесь тормозные колодки прижимаются непосредственно к ободу колеса. В настоящее время это самый распространённый вид тормоза. Преимущества ободных тормозов заключаются в том, что их просто устанавливать и обслуживать, достаточно высокая эффективность торможения, Ручной привод обеспечивает высокую оперативность. Но в сырую погоду тормоза скрипят, а качество торможения несколько ухудшается.
Механические дисковые тормоза. В таких тормозах тормозная кучка соединена с машинкой с помощью стального троса. Это обеспечивает низкую цену, простоту конструкции, высокую надёжность и ремонтопригодность.
Гидравлические дисковые тормоза. Тормозная ручка соединена с машинкой с помощью гидролинии. Поскольку жидкость практически несжимаема, эффективность таких тормозов очень высока. Но их недостаток – высокая цена по сравнению с другими тормозами.
Седло и подседельный штырь. Седло – очень важная часть велосипеда. Не подходящее или плохо отрегулированное седло может привести не только к дискомфорту и травмам при длительной езде, но и к целому букету заболеваний.
Седла бывают мягкие (часто с гелевыми вставками) и жесткие, широкие и узкие.
Обычно на спортивные велосипеды ставят узкие жесткие седла, потому что с таким седлом потери при педалировании наименьшие. Дорожные и городские велосипеды чаще оснащаются широкими и мягкими седлами, которые должны обеспечивать больший комфорт при езде.
Седло подбирается с учётом анатомического строения тела. Выпускаются женские и мужские, учитывающие различия в анатомии мужчин и женщин. Женское седло шире мужского и иногда имеет более короткий носок, что бы на нем можно было ездить в повседневной женской одежде. Ширина седла должна быть такой, что бы седалищные выступы не свешивались с боков. Но основной критерий при выборе седла - удобство.
Система. Система состоит из шатунов и передних звезд. В какой-то степени - это сердце велосипеда. Жесткость и малый вес - вот основные требования, предъявляемые к системам.
Все о рамах
Без подвески, жесткая рама. Самый простой тип рамы, не имеющий амортизаторов.
Хард-тейл. Передняя вилка оборудована амортизатором, заднее колесо не имеет подвески.
Двухподвес. Передняя вилка оборудована амортизатором, заднее колесо тоже установлено на подвеске с амортизатором. Рама имеет рычажные и шарнирные соединения.
Наличие заднего амортизатора желательно, если предполагается езда по грунтовым дорогам и по бездорожью. На велосипеды, предназначенные для езды только по шоссе, амортизаторы обычно не ставят.
Если на велосипед планируется установить багажник, то рекомендуется ограничить выбор между жесткой рамой и хард-тейлом, не приобретайте двухподвесы. На такие рамы багажник установить практически невозможно.
Рама - главный конструктивный элемент. В настоящий момент рамы для горных велосипедов изготавливаются из следующих материалов: сталь, хроммолибденовая сталь, алюминий, титан, магний, карбон и стальные спецсплавы.
Сталь - наиболее распространенный материал, применяющийся при изготовлении младших, более дешевых моделей велосипедов. К плюсам можно отнести прочность, низкую стоимость и простоту изготовления. Основной минус - самый большой вес среди прочих материалов, применяющихся для изготовления.
Хроммолибденовая сталь - следующий по уровню материал. Данный сплав стали, хрома и молибдена обладает всеми преимуществами стали и, вдобавок, имеет меньший вес. Это и есть основное отличие от стали.
Алюминий - легкий и прочный материал. Он имеет отличные от стали прочностные характеристики, позволяет изготавливать рамы с большим диаметром труб и толщиной стенок. Благодаря этому они имеют более агрессивный вид. Наиболее распространенный материал при изготовлении горных велосипедов среднего и выше среднего классов.
Титан - прочный, легендарный и, конечно, дорогой. Выигрыша в весе перед дорогими алюминиевыми и хроммолибденовыми рамами не имеет. Мало распространен в силу ряда причин, включая стоимость и сложность изготовления.
Магний – новый сплав в велосипедостроении. Прочный, легкий и тоже дорогой материал. Он только начинает входить в моду.
Композиты – это относительно новый материал в велосипедостроении. Для изготовления композитных рам применяются нити карбона, фибергласа, кевлара и различные скрепляющие составы (смолы). Комбинации материалов, смол и методов их скрепления позволяют достигать любых заданных характеристик. Возможно, что именно композитные рамы - это будущее велосипеда, в том числе и горного. Рамы из композитных материалов плохо выдерживают падения и удары.
Спецсплавы - в последние годы появились стальные сплавы, обладающие уникальными характеристиками, превосходящими порой характеристики титана. Данные стали обычно содержат в своем составе редкоземельные элементы.
Нельзя однозначно выделить какой-то материал как лучший, но на сегодняшний день безусловным лидером среди всех материалов, применяющихся для изготовления рам, является алюминий.
Признаком качественной рамы является "баттинг". Баттинг - процесс изготовления труб, результатом которого является изделие с различной толщиной стенок . Данный процесс позволяет увеличить толщину стенок в местах с высокой нагрузкой (пример: стыки с рулевой колонкой, кареточными узлом) и уменьшить в других, где нагрузки минимальны. Благодаря этому удается значительно снизить вес рамы.
Баттинг бывает одинарный - один конец трубы имеет увеличенную толщину, двойной - оба, и тройной, когда труба имеет три различных толщины. Именно баттинг позволил конструкторам современных алюминиевых, стальных (хроммолибден и спецсплавы) и титановых рам приблизится вплотную к весу в 1300 грамм.
Самыми дешевыми являются стальные рамы. Следом идут хроммолибденовые. Они, как правило, дешевле алюминиевых, а те, в свою очередь, дешевле титановых и карбоновых. Но не стоит забывать, что алюминиевые, титановые и хроммолибденовые рамы тоже делятся на более качественные - дорогие, и менее качественные - более дешевые. Поэтому, хорошая хроммолибденовая рама может стоит дороже алюминиевой, а алюминиевая рама может быть дороже титановой.
Имя производителя, качество рамы и ее вес, а не материал из которого она была изготовлена, играют ключевую роль в определении стоимости рамы.
Популярность спортивных групп у любителей объясняется прежде всего надежностью, плавной и четкой работой и, конечно, меньшим весом. Поэтому для агрессивной бездорожной, да и просто по-настоящему активной езды желательно оборудование спортивного класса.
Также стоит отметить, что на байк, за редким исключением, никогда не ставится полностью оборудование одной группы. Для достижения оптимальных параметров в критерии "качество/стоимость" применяется смешивание компонентов разных групп, как правило, двух соседних.
Покрышки:
Слик. Гладкие покрышки для асфальтовых и бетонных покрытий.
Полуслик. Покрышки с легким протектором. Подойдут для катания по улицам, паркам, дачным дорогам.
Полный протектор. Покрышки с крупным протектором для полного бездорожья.