Велорюкзак или переметные сумки являются неотъемлемой частью велотуриста. Конструкции рюкзаков разнообразны, кто-то пользуется серийными изделиями, а кто-то шьёт сам. Предлагаю выдержку из книги А.А. Булгакова «Велосипедный туризм».
… Некоторые сами шьют переметные сумки, например, из материала типа «Трансавто», авизент, «Каститис». Заднюю стенку для жесткости можно сделать двойной. На рис.1 даны размеры переметной сумки, сконструированной велотуристом из Львова С. Зимосом (вид сбоку и спереди). Вьючная система состоит из трех изолированных объемов, сделанных из плащпалаточной ткани, которые застегиваются молниями. Рис.1
Вес переметной сумки вместе с показанными линиями деталями 1 и 2 из тонкой фанеры для прикрепления сумки к багажнику и деталями 3 и 4 из тонкого древесного пластика, фиксирующим форму отсеков, составляет 1,5 кг. Сейчас в России продаются велосумки импортного производства, но в наших дорожных условиях их можно использовать в несложных походах (I-II категорий сложности). Тем же, кто решил заняться велотуризом всерьез, и метит в более сложные походы III-V категорий сложности, нужно иметь специальный велорюкзак, самодельный или изготовленный российскими или зарубежными фирмами. Прежде всего важно решить, из какого материала шить велорюкзак. Использование материалов типа Cordura 1000; Oxford Nylon 210, 330 WP, 420; Hipora уменьшает не только вес рюкзака, но решает проблему герметичной упаковки одежды. Cordura 1000 — особо прочный материал, изготавливаемый из нитей, производимых фирмой Du Pont. Он имеет повышенную устойчивость к механическим воздействиям. Двойное полиуретановое покрытие обеспечивает ус-тойчивую водонепроницаемость, а при покрытии Teflon или Scotch Guard обладает высокими водоотталкивающими свойствами и препятствует накоплению грязи между волокнами. Oxford Nylon (210, 330WP, 420) — прочная нейлоновая ткань с нанесенным покрытием Teflon или Scotch Guard. В основном используется ткань Oxford Nylon 420. Материал типа Hipora — достаточно прочный, на капроновой основе, водонепроницаемый с полиуретановым покрытием, имеет повышенную стойкость к горюче-смазочным материалам. Для усиления водоотталкивающих свойств как новых, так и старых материалов рекомендуется использовать пропитки фирмы Nik-wax Waterproofing. Умельцами нашей страны создано много моделей велорюкзаков. Можно сформулировать общие свойства и требования к велорюкзаку: 1. Велорюкзак должен иметь П-образную или Л-образную форму. 2. Он должен иметь достаточный для данного похода объем. 3. Вес велорюкзака, как правило, не превышает 1,5 кг. 4. Велорюкзак шьется из яркой ткани (красной, оранжевой, в крайнем случае желтой), либо имеет вшитые катафоны на задней стенке (на его «ногах»). 5. Он выполняется из плотной ткани (из перечисленных выше или из технического капрона, авизента, брезента и т.д.). 6. Велорюкзак имеет жесткие стенки, то есть хорошо держит свою форму (не обвисает в пустом состоянии), дно его не опускается ниже оси заднего колеса велосипеда. 7. Имеет скосы с передней стороны его «ног» (пятки велотуриста не должны задевать за передние стенки велорюкзака). 8. Внутренняя стенка велорюкзака, обнимающая багажник и его стойки, как правило, имеет защитную П-образную прокладку из толстого полиэтилена, кожзаменителя, дермантина или другого водоотталкивающего материала. 9. Велорюкзак имеет тубус в верхней его части с застежками или боковой шнуровкой.
10. Он имеет большой непромокаемый клапан (например, из ткани типа «серебрянка»), полностью укрывающий его от дождя. 11. Для переноски велорюкзака на сложных участках, преодолеваемых пешком, он должен иметь ремни (лучше съемные). При переноске велорюкзака на спине две его «ноги» соединяются плотно одна с другой стягивающим шнуром или ремешком. 12. Велорюкзак имеет снаружи от трех до семи накладных влагонепроницаемых карманов на задней и боковых его стенках для размещения в них предметов первой необходимости. Все карманы имеют практичную глухую застежку (типа «молния», «репейник»). На обратной стороне клапана велорюкзака может подшиваться большой прямоугольный карман, например, для документации и карт. Примерная последовательность изготовления велорюкзака: 1. По размерам с учетом припусков изготовляются выкройки двух боковых стенок, передней стенки, задней стенки, двух донышек «ног» и П-образной полосы, огибающей заднее колесо велосипеда. 2. По выкройкам разрезается ткань. Вырезается П-образная полоса усиления и сшивается с аналогичной заготовкой из основной ткани. 3. К задней (и боковым) стенкам пришиваются объемные карманы. Размеры — произвольные. 4. На заготовках размечаются линии сшива. Заготовки сметываются между собой, а затем прочными нитками сшиваются на швейной машине по общей схеме. По верхней линии горловины вшиваются капроновые петли, в них вставляется капроновый шнур. Пришивается верхний клапан. 5. Заготавливаются лямки (сшиваются из двух капроновых лент). На передней стенке рюкзака пришиваются вверху посередине и внизу по бокам кольца или пряжки для крепления лямок. Если лямки пришиваются непосредственно к велорюкзаку, то противоотрывным способом. А теперь познакомимся с тремя конкретными моделями велорюкзаков. Вот версия велорюкзака, предложенная Е. Лихолатом. Рис.2
Велорюкзак имеет прямоугольную форму, сверху закрывается клапаном с двумя застежками (рис. 2). На передней стенке делаются петли, к которым прикрепляются два съемных ремня. Выкройки всех деталей рюкзака даны с припуском на швы по 30 мм с каждой стороны (рис. 3). Внутреннюю стенку ранца (обнимающую багажник и его стойки) можно сшить из двойного водонепроницаемого материала. С внутренней стороны верхней крышки рюкзака делается карман с молнией, в котором удобно хранить географические карты, маршрутный лист, документы. Такой рюкзак очень устойчив, а крепится лишь веревочкой или резинкой к подседельной трубе. Рис.3
Вторая модель велорюкзака (см. рис. 4) прошла испытания в походах I-V категорий сложности в районах Средней Азии и Кавказа, запатентован он под названием В/РС (велорюкзак Селиванова). Рис. 4
Основные детали рюкзака изготавливают из следующих материалов: Cordura 1000, Oxford Nylon-420, защитные накладки — из ткани Hipora (если основные части рюкзака шьются из ткани типа авизент, не имеющей водоотталкивающих свойств). При использовании тканей Cordura 1000, Oxford Nylon-420 можно делать велорюкзак без дополнительных защитных накладок, что уменьшит вес рюкзака. Тубус рюкзака изготавливается из ткани типа Nylon Taffeta-190−T или любого плотного капрона с пропиткой Nikwax Waterproofing. Кроить материал лучше всего паяльником или прибором для выжигания, чтобы потом не требовалось дополнительно обрабатывать края. Нитки рекомендуется использовать капроновые или лавсановые с последующей обработкой швов на водонепроницаемость (прокатыванием термоленты или обработкой специальными пропитками). На первом этапе на боковую часть пришивают пластмассовые кольца или кембрик для затяжного шнура, затем горизонтальную ленту усиления, на нее — грузовую ручку из плотной капроновой стропы. Далее на левой и правой половинках сверху — вертикальную ленту усиления (стропу), на боковые половинки пришивается защитная накладка из Hipora или прорезиненного капрона, а на нее -карман для перевозки стоек для палатки. Второй этап: на переднюю часть нашивается вертикальная и горизонтальная ленты усиления. Далее нужно подготовить карманы согласно рис. 4 и пришить их к передней части. Затем пристрачивают защитные накладки и сшивают переднюю и заднюю части. На третьем этапе к задней части рюкзака пришивают вертикальную и горизонтальную ленты усиления, за тем защитную накладку и лямки. После этого заднюю и переднюю части рюкзака сшивают с боковинами. На четвертом этапе изготавливается тубус (крышка рюкзака), который пришивается к сшитым деталям рюкзака. Затем на клапан, а также на переднюю и заднюю части рюкзака нашиваются пряжки для закрепления тубуса на рюкзаке. Клапан рюкзака рекомендуется делать «плавающим» и полностью отстегивающимся. Под конец изготавливается и пришивается карман клапана. Рис.5
Наконец, рассмотрим модель А. Шугала для узкого багажника (рис. 5). Основными особенностями велорюкзака является наличие молнии, соединяющей нижние части рюкзака при его переноске на плечах, внутренних планок (из парусины) со стяжками, перераспределяющими часть нагрузки на внешние стенки (это уменьшает тенденцию рюкзака поджиматься к спицам), вьючного кармана и пружинных колец, позволяющих быстро и надежно закреплять рюкзак на багажнике без каких-либо дополнительных креплений. К задней стенке рюкзака можно прикрепить два световозвращателя или даже красные фонари, батарейки для которых можно поместить в боковые карманы. На Рис. 6 представлена еше одна из удачных разработок, хорошо зарекомендовавшаю себя в течение 15−летней эксплуатации.
Многолетняя надежность рекомендованному велорюкзаку обеспечена в значительной мере применением амортизирующих прокладок 9,10. Они позволяют смягчать удары и равномерно распределять вес сумки на багажнике. Предохранительный слой 12 защищает оболочку рюкзака от истирания. Скос в нижней передней части позволяет Существенно сдвинуть рюкзак вперед без препятствия педалированию, лучше отцентровать поклажу. Для карт, схем маршрута, необходимого под рукой имущества предусмотрен боковой карман. Расположен он таким образом, что надежно закрывается крышкой-клапаном. Технические характеристики рюкзака: емкость одного отделения — 59 дм3; емкость переднего кармана — 1,5 дм3; ориентировочная масса — 1,5 кг; материал — кожзаменитель, брезент, капрон и т. д. срок службы — определяется в основном используемыми при изготовлении рюкзака материалами. Рюкзак крепится на велосипеде с помощью ремня-ручки 3 к подседельному штырю и резиновыми жгутами к багажнику. Использование жгутов-амортизаторов обязательно, при других способах крепления места опоры рюкзака быстро протираются. Конструкция рюкзака такова, что поверх него при необходимости можно разместить и дополнительный груз. Предусмотрены наплечные ремни, позволяющие переносить рюкзак на спине, когда возникает в этом необходимость. В качестве таких ремней используются и ремни от обычного рюкзака. Крепятся они к кольцам 5 и 7. Предохранительный слой подшивается к П-образной поверхности сумки. Амортизирующие прокладки 9 и 10 приклеиваются между сумкой и предохранительным слоем. *Хотя на мой взгляд карманы лучше размещать сзади. На рисунке 7 показана одна из самых популярных моделей, выпускаемая серийно питерской фирмой «Пик 99» Рис.7