Крепость Керчь - это уникальный памятник
фортификационного строительства ХIХ века. Несмотря на то, что ей не
удалось принять полноценное участие в боевых действиях и полностью
показать себя в обороне рубежей нашей Родины, она является важным
свидетелем трагических событий гражданской и Великой Отечественной
войны. Во времена советской власти крепость была незаслужено забыта и
редко рассматривалась как исторический памятник. Лишь после передачи ее
территории в ведение музея-заповедника, перед исследователями и
посетителями предстал грандиозный комплекс надземных и подземных
сооружений, являющийся несомненно высочайшей историко-архитектурной
ценностью.
В феврале 1856 года после падения Севастополя в Крымской
войне между воюющими сторонами было заключено перемирие, а вскоре
подписан позорный для России Парижский мирный тракт, по условиям
которого Россия лишалась возможности иметь флот на Черном море и
крепости на его берегах. В этой связи огромное значение для России
приобретает фортификационное строительство, в частности, на берегах
Керченского пролива, что позволяло надежно закрыть вход из Черного моря в
Керченский пролив. При этом проект новой крепости не противоречил
требованиям Парижского договора. Таким образом, уже в конце 50-х годов
на мысе Ак-Бурун было начаты строительные работы. Первый проект
крепости был составлен в 1856 году генерал-инспектором по инженерной
части генералом Кауфманом. Руководил строительством крепости
инженер-полковник Нат. С 1859г. директором Инженерного департамента
Военного министерства становится известный российский фортификатор Э. И.
Тотлебен. Уже осенью 1859г. Тотлебен прибыл в Керчь для уточнения
проекта укреплений крепости, которой придавал большое значение ввиду
отсутствия у России действующего флота на Черном море. Были учтены уроки
обороны Севастополя - новая крепость должна была стать одной из
мощнейших в мире.
Эдуард Иванович Тотлебен (1818-1884)
российский генерал-инженер, фортификатор
По проекту, приморские укрепления Керченской крепости,
расположенной на Павловском и Ак-Бурунском мысах, а также на
прилегающих к ним высотах, были выстроены таким образом, что все
входящие в Азовское море суда попадали под огонь береговых батарей.
Пролив было предложено сузить до 400 сажен заграждением из каменной
наброски, а свободный проход — оборонять подводными минами,
расположенными в несколько рядов. Сухопутные укрепления крепости
состояли из Центрального форта «Тотлебен», по сторонам которого
располагались два укрепления — Минский (с юга) и Виленский (с севера)
люнеты. Кроме того, на Ак-Бурунском мысе имелось укрепление, соединенное
с фасом Виленского люнета длинной куртиной, — Соединительный форт. Если
форт «Тотлебен» прикрывал береговые батареи со стороны побережья, то в
задачу Соединительного форта входило прикрытие крепости с суши. Система
укреплений была смешанной: бастионная и капонирная. Рвы частично
высекались в скале. Пересеченная холмистая местность, на которой
располагались укрепления, заставляла строителей придавать им
неправильные очертания. На огневых позициях проектировалось
разместить 587 орудий. Гарнизон крепости предусматривал 5235 человек, в
том числе 1860 артиллеристов. Количество наземных построек было
сокращено до минимума. Все жилые и нежилые помещения, за исключением
домов офицерского состава и защищенных валами, были казематированы.
Жилые помещения — казармы — соединялись с огневыми позициями подземными
ходами — потернами. Трехкилометровый ров, опоясывающий крепость,
простреливался ружейным огнем из боевых галерей и артиллерийским огнем
из четырех орудийных капониров. В целях устойчивой обороны была создана
система контрминных подземных галерей с разветвлениями — слуховыми
ходами. Огневые позиции оборудовались подземными расходными пороховыми
погребами. Основной запас пороха хранился в подземных хранилищах,
удаленных от позиций и связанных с ними скрытыми подходами. Под
прикрытием линии передовых укреплений располагались госпиталь, воинское
кладбище, водохранилище, которое имело водосборную цистерну емкостью
5000 кубических метров.
Схема крепости (обозначено несколько потерн и слуховых
галерей)
Минский люнет - двухъярусные казематированные казармы
Часть подземных сооружений была вырублена в толще
массива
Крепость активно
строилась и вооружалась в течение 20 лет — с 1857 по 1877 год. К 1877
году, началу русско-турецкой войны, все укрепления крепости были
отстроены в полном объеме, а гарнизон укомплектован личным составом.
Крепость была готова к ведению боевых действий, но участвовать в войнах
ХIХ века ей не пришлось. К началу ХХ века гарнизон крепости составлял до
9000 человек, но в 1905 году она официально меняет свое назначение и
переводится в разряд крепостей-складов. После революционных событий 1905
года в казематах форта «Тотлебен» содержались политзаключенные. Военные
склады находились в крепости и в период Первой мировой и Гражданской
войн, поэтому ее строения особых изменений не претерпели. В апреле 1919
года Керченский полуостров являлся последним оплотом белого движения в
Крыму, одной из баз Добровольческой армии, местом базирования английских
и французских кораблей. Керченская крепость с мощной радиостанцией,
англо-индийским телеграфом, связывающим Крым и Кавказ, определяла важное
в стратегическом отношении положение города Керчи. В ноябре 1920
года именно с крепостного пирса грузились последние подразделения Белой
армии. В 20-е годы склады разграбили, большинство наземных зданий было
разрушено, и только в начале 30-х годов там были организованы склады
РККА и флота. В ноябре 1941 года, после захвата Керчи немецкими
войсками, в крепости еще неделю продолжались бои. Защищали ее небольшой
гарнизон складов и остатки подразделений 51-й армии. 15 мая 1942 года
Керчь вновь была захвачена немцами. Бои в крепости продолжались до 19
мая; все это время она подвергалась жесточайшей бомбардировке и
артобстрелу. В ночь на 20 мая, при отходе советских войск, склады с
боеприпасами были подорваны. В 80-е годы ХХ века при проведении
земляных работ в районе главных ворот обнаружены останки семи
неизвестных советских солдат — защитников крепости в мае 1942 года. Они с
почестями были захоронены на воинском кладбище. В советское
время в крепости базировались военные. В 90-х годах на территории
крепости располагались склады Мин. Обороны Украины. Ныне крепость
передана музею-заповеднику.
Одна из потерн - галерей для перехода между объектами
крепости.
Потерна, облицованная камнем. Свет проникает через
колодцы.
Через них же посетители бросают мусор...
Дверь в одном из проходных тоннелей и пролом
в контрминную галерею.
В советское время
проходы во многие подземные сооружения крепости были
заложены кирпичем и камнем. Позднее здесь
проводились обширные работы
по разминированию. Надпись "проверено"
над проломом
говорит о выполненной работе саперов.
Контрминные галереи представляют собой наклонные ходы
высотой 1,5-1,9м,
как правило, разделяющиеся в нижней части на три
слуховых рукава.
Слуховые камеры должны были позволить защитникам
крепости заранее
узнать о производящемся подкопе.
Забутованная галерея.
В центральной части "форта Тотлебена" несколько ярусов
подземных
галерей пересекаются в огромном круглом зале,
куда выходят на разных уровнях.
Одна из самых нижних галерей огромного комплекса.
В темноте казематов нужно быть внимательными - можно
случайно угодить на нижний этаж...
В настоящее время
крепость имеет общую площадь около 400 га, на которых размещено более
200 строений - элементов военной архитектуры XIX века. Наибольший
интерес для спелеологов, безусловно, представляют подземные сооружения
крепости: казематированные казармы (сохранилось 8 казарм), погреба для
хранения боеприпасов, тоннельные ворота-проезды (сохранилось 11
тоннелей), потерны для скрытого перехода между объектами крепости (всего
около 15, из которых длиннейшая – 600м), контрминные галереи (общим
числом более 80); многочисленные технологические помещения (лаборатории,
мастерские), система водоснабжения (колодцы, водоводы, цистерна для
воды). Попасть в крепость можно двумя основными путями: через
главный северный вход музея заповедника, оплатив экскурсию, и с юга - со
стороны великолепных двухъярусных казематов Минского люнета. Здесь вас
встретят всевозможные предупреждающие и запрещающие проход таблички.
Нередко проход в «форт Тотлебена» охраняется сторожем. Описывать все
прелести подземелий нет смысла, все это нужно увидеть своими глазами.
Для осмысленного осмотра вам понадобится много времени, возможно,
несколько дней. Однако можно с уверенностью утверждать, что путешествие
по сложному многокилометровому комплексу казематов и подземных галерей
не оставит вас равнодушными и не заставит сожалеть о потраченных часах.
Казематы крепости поражают своими размерами
и изящностью архитектурных форм.
В крепости огромное разнообразие взаимосвязанных
подземных хозяйственных помещений
|