Воскресенье, 28/04/2024, 01:11:58
Приветствую Вас Гость

Туризм по Уралу.

Каталог статей

Главная » Статьи » Все про водный туризм. » Статьи.

Каркасные плоты

Каркасные плоты подразделяются на камерные и понтонные. Они бывают двух видов: с плоской рамой и сплошным настилом (воздушные емкости крепятся в этом случае под каркасом) и с ячеистым каркасом (укороченные понтоны вкладываются и закрепляются внутри отверстий на определенном уровне). Плоты делаются с поперечным или продольным расположением понтонов (гондол).
Основные части каркасного плота: рама, подгребицы, настил и надувные емкости. Каркас может быть деревянным или металлическим. Каркасные плоты значительно легче и маневреннее деревянных, обладают большей плавучестью и широкими тактическими возможностями на сплаве.

Камерный плот с деревянным каркасом и различными камерами (рис. 131).



Деревянная рама связывается из продольных элементов - лонжеронов и поперечных - ронжин. Для лонжеронов используются сухие лесины толщиной в комле 10-15 см, а для ронжин - жерди толщиной до 8 см. Для прочности, особенно при сетчатом или поперечном настиле, лонжероны можно делать двойными и устанавливать раскосы.
Сборка узлов (рис. 132).



Узлы рамы и подгребицы лучше всего крепить скрутками из двойной мягкой проволоки диаметром 2-3 мм. В скрутке должно быть не более 2-3 витков. Для этого концы лонжеронов и ронжин и элементов подгребиц должны взаимно выступать не менее чем на 10 см.
При перестройке плотов в катамараны и наоборот, а также при разборке плотов для обноса скрутки целесообразно делать из капроновой ленты или шнура сечением 10-15 мм2.
Подгребица - звено плота, через которое передается движущая сила, приложенная к гребям. Она должна быть прочной, жесткой и удобной в работе. Лучше делать подгребицы вилочными: штыревые не позволяют в сложных условиях быстро вытянуть гребь на плот и вставить ее обратно.
У подгребиц должен быть верхний ограничитель, предохраняющий гребь от выскакивания. Этому требованию удовлетворяют различные модификации горьковской подгребицы. Расстояние между стойками подгребицы зависит от ширины опорной части греби (при крайнем боковом положении лопасти ручка греби должна примерно на 40 см не доходить до борта плота). Подушка подгребицы крепится на такой высоте, чтобы рукоятка греби была на уровне груди гребца - это позволяет ему эффективно использовать свою силу.
Конструкция металлических подгребиц принципиально не отличается от деревянных. Их различные модификации зависят в основном от имеющегося материала и возможностей изготовления.
Настил плотов можно делать из тралевой сети, сетки, сплетенной из капронового шнура или сшитой из парашютных фал, капронового материала, а также из тонких жердочек. Ячейки сетки не должны быть больше 50 х 50 мм.
При сплаве по сложным рекам настил из капронового материала, даже с отверстиями, не рекомендуется, поскольку большая парусность при крене снижает остойчивость и затрудняет всплытие плота после нырков.
Сетку натягивают на раму в такой последовательности: сначала ее привязывают к торцам и одному из бортов, затем натягивают к другому и крепят к раме, начиная с середины.
На изготовление деревянного настила требуется много времени. При наличии длинных жердочек его предпочтительнее делать продольным: плот с таким настилом приобретает дополнительную прочность на излом. Для сплава по сложным рекам настил необходимо вязать капроновой или киперной лентой.
Надувные емкости. Для сплава по простым рекам используются камеры от автомобилей, которые стягиваются для уменьшения сопротивления боковому перемещению (см. рис. 131). На сложных реках применяются самодельные баллоны компактных сечений: овалообразные, сплющенные прямоугольные и понтоны цилиндрической формы диаметром 400 мм и более. Понтонный плот показан на рис. 133.



В качестве баллонов можно использовать надувные пуфики из прорезиненной ткани размерами от 40 до 60 см. Собранный из них в одном чехле понтон получается секционным.
Постоянный уровень остойчивости плота лучше всего обеспечивают секционные понтоны. В несекционированных и слабо накачанных гондолах при крене плота воздух устремляется в верхнюю часть камеры, что приводит к перевороту плота.
Перед привязкой воздушных емкостей каркас переворачивают, чтобы иметь доступ к нижней части рамы, все сучки срубают, а острые углы сглаживают. Перед креплением емкости накачивают до состояния "рыхлости" и прочно привязывают капроновой или киперной лентой так, чтобы они выступали за габариты рамы на 15-20 см и смягчали удары плота о камни.

Ячеистые плоты с одинарными и сдвоенными гондолами конструкции А. Фомина (рис. 134).



Их главные преимущества: большая остойчивость за счет пониженного расположения рамы и повышенный запас плавучести. Рама ячеистого плота конструктивно почти не отличается от рамы плоскопалубного. Составленный из 6-12 гондол, в зависимости от необходимой грузоподъемности, ячеистый плот несколько уступает по маневренности плоту на поперечных гондолах. Небольшая длина гондолы позволяет на плаву изменять ее положение по высоте в ячейке, что избавляет от необходимости делать более сложную регулировку высоты подгребицы.
На маршрутах IV-V к. с. и при прохождении сложных порогов на плотах возможны дополнительные конструкции для обеспечения безопасности экипажа и его действий при переворотах плота.
Перед прохождением сложных порогов в паводок, с большим расходом воды, когда остойчивости одного плота может оказаться недостаточно, несколько плотов могут быть связаны в одну конструкцию.
Для зачаливания плотов используют основную капроновую веревку и плоские капроновые фалы сечением не менее 75 мм2, которые не скручиваются и удобны в обращении. Чалочная веревка должна выдерживать усилие в 800-1000 кг. Основную чалку длиной 25-30 м крепят на корме, вспомогательную (15-20 м) - на носу в двух-трех узлах или пропускают через всю длину плота. При этом крайний вяжется на удавку, так как в этом узле веревка меньше всего теряет прочность. Чалка свертывается в бухту диаметром 30-50 см и укладывается в надежном месте. Для быстрого выбирания чалку укладывают в резиновые зажимы, мешки, чалочные кольца и т. п.
Металлический каркас используется в безлесных районах или там, где маршрут начинается выше границы леса. Главные его преимущества: высокая прочность при малом весе, безопасность, технологичность изготовления и сборки. Это достигается применением профильных (уголок, двутавр, швеллер) и трубчатых заготовок из легких сплавов, а также величиной сечения и конструктивными особенностями элементов. Длина деталей более 2,5 м нежелательна. В зависимости от условий сплава рама плота обычно делается по длине 5-7,5 м и ширине - от 2 до 2,5 м.
На рис. 135



показаны детали металлического каркаса из дюралюминиевых труб (60х3 мм) с муфтовыми соединениями. Трубы и муфты должны быть взаимозаменяемыми, поэтому отверстия сверлятся в них по кондуктору. Вспомогательные поперечины, раскосы, укосины подгребиц и леерные стойки делаются из труб диаметром 35-40 мм. Муфты (крестовины, тройники и угольники) сваривают из тонкостенных стальных труб соответствующего диаметра. Для увеличения прочности узлов соединения используются деревянные пробки длиной до 400 мм и гвозди.
Раскосы и укосины соединяются с шипами на втулках болтами М10. Ронжины, заглушенные по концам деревянными пробками и чуть сплющенные в местах пересечения с лонжеронами, прикрепляются к ним скрутками. Все выступающие части муфт, которые могут повредить оболочку гондол, обматываются изоляционной или киперной лентой.
Возможны и другие соединения труб рамы, например, плоскими и хомутными косынками или болтами внутренней трубчатой муфты с деревянной пробкой (рис. 136).



Дополнительные поперечины для подвязки понтонов посередине крепятся скрутками.
Гребь должна обладать тремя основными качествами: максимальной прочностью, минимальным весом и удобством в работе. При ее изготовлении необходимо учитывать размеры плота и численность экипажа.
Длина задней греби обычно равняется длине плота. На коротких судах она бывает на 0,5-1 м длиннее плота. Переднюю гребь делают на 0,5-1 м короче задней. Предельный размер деревянной греби 6 м, так как с дальнейшим увеличением длины растет ее вес и затрудняется выбор необходимого строительного материала. Вес греби не должен превышать 40-50 кг, чтобы в критической ситуации один человек мог управиться с гребью, а длина металлических гребей - 5-5,5 м.
Удобство и эффективность работы гребью зависит от ее устойчивости, уравновешенности, величины лопасти, удобства захвата рукоятки и высоты подгребицы. Чтобы гребь не вращалась в руках, сверху на ней укрепляют накладки. Центр тяжести греби должен выступать вперед за опорный зуб на 4-6 см. Площадь лопасти на одного гребца при соотношении длины рукоятки и пера 1:2 составляет 10-12 дм2.

Деревянные греби и варианты их узлов (рис. 137).



В процессе эволюции плотовой техники греби из цельнотесаных, тяжелых и трудоемких превратились в легкие составные.
Для изготовления гребей лучше всего подходит сухая ель с плотной древесиной, без гнили в середине, крупных сучков, прямая и комлистая.
Веретено - самую ответственную часть греби - делают из цельного ствола или составляют из двух частей, что избавляет от поиска длинного дерева нужной кондиции и необходимости в накладке или щеках, предотвращающих вращение греби. Составные части скрепляют 3-4 проволочными (капроновыми) скрутками. Торцы обеих частей опиливают или стесывают под углом 30°, чтобы без задержек двигать по подушке подгребицы выскочившую гребь.
К веретену греби крепят лопасть из дюралюминия толщиной 2-3 мм. Лопасти соединяют с гребью шпилечными хомутами и гайками М4, гвоздями или проволокой, для чего в ней заранее просверливаются отверстия. Чтобы при поломке греби сохранить лопасть, ее привязывают к рукоятке тросиком (проволокой). Деревянную лопасть делают из двух полулопастей, прикрепляемых к греби гвоздями и проволокой (или капроновой скруткой).
Торцы щек или накладок заостряют под углом 30°, чтобы выскочившая гребь не упиралась в стойку или подушку подгребицы при втягивании ее на плот или выдвигании.
На расстоянии одной трети длины греби от торца рукоятки гвоздями прибивают упорный зуб, предохраняющий гребь от сползания по подушке. Зуб заостряется в сторону рукоятки, чтобы при вытаскивании выскочившей вперед греби он не цеплялся за подушку подгребицы. Иногда зуб греби делается с захватом.
Ручку греби собирают из двух деревянных (диаметром 4 см) или металлических накладок и закрепляют проволочными скрутками. При одинаковом росте гребцов ее можно поставить горизонтально. Рукоятку длиной 25-30 и диаметром 6-8 см можно вытесать на конце греби. Для удобства выдергивания греби врезают вертикальные ручки из сухого дерева диаметром 4 см.
Если гребь не уравновешена, то снизу, как можно ближе к рукоятке, проволочной (капроновой) скруткой крепят противовес из сырого дерева.

Металлическая гребь из труб (рис. 138).



Для сплава в безлесной зоне на плоту должны быть две запасные греби и одна запасная лопасть. В случае необходимости из этой лопасти и деталей плота можно сделать еще одну гребь. Поэтому металлическую гребь изготовляют из тех же деталей, что и каркас плота.
Для рукоятки и весла греби используют дюралюминиевые (титановые) трубы диаметром 50 и толщиной 3 мм. На весло приходится меньшая нагрузка, чем на рукоятку, поэтому для него можно взять трубу диаметром 40 мм.
Рукоятку и весло шпильками или болтами соединяют с двумя уголками сечением 50 х 50 х 5 мм из дюралюминия. К уголкам в местах, где гребь упирается в стойки подгребиц, крепят щеки из деревянных брусков сечением 50 х 50 мм и длиной 30-40 см. Наружные вертикальные плоскости щек должны выступать за полки уголков на 5 мм. Лопасть из дюраля (титана) толщиной 2-3 мм зажимается в прорези двумя болтами или шпильками.
На опорной поверхности греби под уголками устанавливают упорный зуб, сделанный из деревянного бруска (металлической пластины, уголка). Диаметр всех используемых болтовых соединений должен быть не менее 10 мм. Под все гайки необходимо установить шайбы Гровера или контргайки. На выступающие болты или шпильки натягивают кусочки резинового шланга. Во избежание сплющивания концов труб при затяжке болтовых соединений в их концы следует вставлять деревянные (резиновые) пробки.
Конец рукоятки наращивают деревянной ручкой - удлинителем. Углы лопасти и уголков срезают и сглаживают напильником. Чтобы гребь приобрела положительную плавучесть, к рукоятке можно прикрепить пенопластовые накладки (надувные емкости). Чтобы ее не потерять, гребь соединяется репшнуром с верхней частью подгребицы.
При отсутствии трубных заготовок гребь можно полностью сделать из уголка сечением 50 х 40 х 5 мм или подобного размера.


Источник: Лукоянов П.И.
Категория: Статьи. | Добавил: Aleksandr (08/09/2009)
Просмотров: 2353 | Теги: плоты, Каркасные плоты | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Статьи. [8] Проекты лодок. [2]
Проекты катамаранов. [8]
Вход на сайт
Поиск
Мини-чат
Друзья сайта
  • “Тайга” магазин снаряжения
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Каталог сайтов OpenLinks.RU Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов Всего.RU
    Теги
    Copyright MyCorp © 2024 |