Вторник, 28/01/2020, 08:58:51
Приветствую Вас Гость

Туризм по Уралу.

Каталог статей

Главная » Статьи » Все про водный туризм. » Статьи.

Самодельные плоты
Зависимость ходовых качеств от конструкции плотов. Плот - одно из первых и надежных средств туристского сплава по рекам, особенно со сложным фарватером и препятствиями. Плоты бывают деревянные и каркасные; в последних плавучесть обеспечивается воздушными емкостями. Плот управляется с помощью гребей, установленных на носу и корме. Коэффициент запаса плавучести плота определяется сложностью сплава и его конкретными условиями: для походов I-IV к.с. - 1,5-2, для V к. с. - 2-3 и больше. Конструируя плот, нельзя забывать о его технологичности и транспортабельности.
К ходовым характеристикам плота относятся управляемость или маневренность, устойчивость на курсе, габариты и, самое главное, остойчивость.
Управляемость - это способность плота перемещаться поперек потока или разворачиваться усилиями гребцов. Она зависит от соотношения длины и ширины судна, сопротивления поперечному перемещению элементов плавучести и конструктивных особенностей, влияющих на эффективность работы экипажа (высота подгребиц, форма и размеры гребей). Управляемость тем лучше, чем меньше сопротивление поперечному перемещению судна, которое определяется весом плота, расположением и формой элементов плавучести. Легкий гондольный плот маневреннее деревянного, а плот с поперечными гондолами маневренней, чем с продольными.
Устойчивость на курсе - это способность сохранять свое положение относительно течения и сопротивляться внешним воздействиям, стремящимся развернуть плот. Увеличение устойчивости ухудшает маневренность плота. Чтобы сохранить высокую управляемость, приходится мириться с понижением устойчивости, в результате чего при прохождении валов, "бочек", зон искажения струй водного потока возникает нежелательное свойство - "рыскливость".
Габариты плота выбираются прежде всего с учетом особенностей реки. Чем больше размеры плота, тем он устойчивее и остойчивее, и чем меньше, тем легче и маневреннее. Требования по маневренности и остойчивости противоречивы.

Оптимальные размеры плотов на 4-6 человек:
деревянных - 1,8-2,2 х 5,5-6 м,
каркасных - 2-3 х 5,5-7 м.

Особенно важное значение для безопасности сплава имеет остойчивость, представляющая собой способность плота противостоять поперечным силам, создающим крен и переворачивающим плот вокруг продольной оси.
Действие сил, влияющих на остойчивость плота, показано на рис. 128,



где Р пер. - результирующая сила, возникающая от действия препятствий, валов и потоков, поднимающих борт плота; Р тор. - результирующая сила торможения и притапливания, опускающая другой борт в воду. Две эти силы образуют переворачивающий момент вокруг продольной оси О, проходящей через каркас плота на условной границе воды и воздуха. Следовательно, чем меньше парусность настила, сопротивление и сечение воздушных камер в горизонтальной плоскости, тем меньше действие этих переворачивающих сил и выше остойчивость.
Переворачивающему моменту, воздействующему на плот, противодействуют силы Р цт, Р гр. и Р под.
Р цт - суммарная сила действия веса экипажа и судна, условно приложенная в центре тяжести системы плот - греби - экипаж. Чем выше центр тяжести, тем меньше плечо препятствующей перевороту силы Р цт, тем быстрее центр тяжести сместится влево от точки О, тем больше сила Р цт, способствующая перевороту. С понижением центра тяжести, при опускании палубы и экипажа, остойчивость плота повышается.
Р под. - подъемная сила баллонов. Чем больше их емкость и чем дальше они от продольной оси плота, тем больше момент силы Р под., противодействующей перевороту судна. Поэтому остойчивость плота будет тем выше, чем шире разнесены воздушные емкости и чем больше запас их плавучести.
При установке по бортам понтонов запасной плавучести (рис. 129, 133)



суммарная подъемная сила при крене резко возрастает, увеличивая остойчивость плота.
Величина силы Р гр. зависит от места расположения груза по ширине плота. При расположении груза в центре плота (рис. 130)



сила Р гр. во время крена ввиду незначительности плеча 1 оказывает небольшое противодействие переворачивающему моменту. Если крен сильный и центр тяжести груза смещается влево от оси переворота, то сила Р гр. способствует опрокидыванию плота. Когда груз распределен по бортам, момент противодействия перевороту силы Р гр. ввиду возросшего плеча Г будет значительно больше, чем момент силы Р гр. Действие силы Р гр. практически исчезает, так как удельный вес упакованного груза приблизительно равен удельному весу воды. Для увеличения остойчивости плота необходимо размещать груз как можно шире по бортам.
Таким образом, повышение остойчивости плота достигается: увеличением плавучести плота и разнесением по сторонам воздушных объемов; размещением груза ближе к бортам; опусканием настила и уменьшением его парусности; снижением центра тяжести загруженного плота; увеличением ширины плота; установкой бортовых понтонов запасной плавучести; улучшением обтекаемости воздушных объемов.
Усложнение водных маршрутов и возрастание требований безопасности путешествий постоянно стимулируют совершенствование конструкций плотов, которое может вестись в следующих направлениях: повышение остойчивости; уменьшение веса; увеличение плавучести и маневренности; обеспечение необходимой прочности; наличие средств страховки и самостраховки на плоту; применение новых материалов при изготовлении плотов; совершенствование конструкций узлов плота; расширение тактических возможностей за счет изменяемости и универсальности конструкции; многократное использование плота и облегчение его доставки к месту сплава.

Источник: Лукоянов П.И.
Категория: Статьи. | Добавил: Aleksandr (08/09/2009)
Просмотров: 2751 | Теги: Самодельные плоты, плоты | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Статьи. [8]Проекты лодок. [2]
Проекты катамаранов. [8]
Вход на сайт
Поиск
Мини-чат
Друзья сайта
  • “Тайга” магазин снаряжения
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Каталог сайтов OpenLinks.RU Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов Всего.RU
    Теги
    Copyright MyCorp © 2020 |