Изготовление катамарана катамаран Альтаир с надувными поплавками
Катамаран «Альтаир» В. Перегудова (рис. 65) прост в постройке, имеет малый вес, пригоден для перевозки в общественном транспорте. Катамаран имеет следующие размеры: длина - 4,0, ширина - 1,8 м, диаметр поплавка - 0,4 м, объем поплавка - 0,38 м3, высота мачты - 4,8 м, площадь паруса - 5,5 м2. Экипаж - 1-3 человека.
Рис.65. Катамаран "Альтаир" Несмотря на скромные размеры, это настоящее парусное судно (рис. 66). Оно уверенно лавирует против ветра, даже сильного - до 10 м/с. Ему не страшна волна высотой почти в полметра. С управлением могут справиться даже новички в парусном деле. Ходить в походы на нем можно вдвоем, взяв снаряжение весом 50-100 кг. Причем «потяжелевший» катамаран даже более устойчив, хотя при полной нагрузке несколько теряет в скорости и хуже ведет себя на крупной волне. Если вы хотите иметь судно повышенной грузоподъемности, надо еще при постройке увеличить диаметр поплавков до 0,45 м. Мореходность возрастет, а другие характеристики изменятся ненамного.
Весит «Альтаир» около 30 кг и может быть упакован для перевозки в небольшой тюк размером 1,75x0,28x0,16 м. Поплавки - это сигарообразная камера, склеенная из обрезиненной ткани, «серебрянки», детской медицинской клеенки и т. п. Сверху на нее надевается обтекатель из обрезиненного лавсана или капрона, полимерной пленки с тканевой основой. Мост катамарана - плоскостная рама, соединяющая поплавки, - как и мачта, составлен из дюралюминиевых труб диаметром до 50 мм. Материал паруса - лавсан, хлопчатобумажные плащевые и палаточные ткани, фильтроткань.
Изготовление поплавков Изготовление поплавков требует аккуратности. Раскрой ткани должен быть выполнен в точном соответствии с теоретическим чертежом (рис. 67, табл. 8). Формирование носового и кормового их подрезов обеспечивается соответствующей кривизной нижнего продольного шва за счет выборки части материала. Чтобы оконечности поплавков не загибались вверх «бананом», небольшие подрезы делают и по верхней осевой линии. Практика показала, что долговечность камеры повышается, если она работает в ненапряженном состоянии: для этого ее диаметр увеличивают на 15-20% по сравнению с обтекателем.
Рис. 67. Плазовые координаты поплавка
Таблица 8. Плазовые координаты поплавка Номер шпангоута 1 2 3 4 5 6 7 D, мм 125 164 200 233 263 290 314 Номер шпангоута 8 9 10 11 12 13 14 D, мм 335 353 368 380 389 395 398 Номер шпангоута 15 16 17 18 19 20 21 D, мм 400 400 398 395 389 380 368 Номер шпангоута 22 23 24 25 26 27 28 D, мм 353 335 314 290 263 233 200
Обтекатель Обтекатель сшивается, как показано на рис. 68. При появлении поперечных гофров или пузырей из-за неточностей раскроя готовый обтекатель надувают с помощью, например, пылесоса.
Рис.68. Раскрой обтекателя поплавка: 1 - шов; 2 - карман стрингера; 3 - вырез под гак узла крепления Дефектные места отмечают и забирают с изнанки швами. Мелкие морщинки вдоль шва быстро исчезают в процессе эксплуатации - в период «притирания» частей. Далее следуют несложные операции по наклейке изнутри вдоль нижнего шва полоски-протектора из эластичной резины или, если ткань не очень прочная, такой же решетки из продольных и поперечных полос. Полоски-усилители наклеиваются только на полностью надутый поплавок. Обтекатели красят смесью резинового клея и алюминиевой пудры, разведенной на бензине: в результате поплавок меньше нагревается на солнце и, кроме того, становится более гладким. Последнее немаловажно, так как существенно влияет на ход судна. Для постоянной подкачки или, наоборот, стравливания воздуха, например, в жаркую солнечную погоду в камеру вклеивается сосок от футбольного мяча, для него в обтекателе предусматривают специальный вырез. Для соединения поплавков с мостом катамарана по их верху пришивают пару длинных и узких карманов, в которые вставляют стрингеры продольного набора.
Мост катамарана Мост катамарана представляет собой легкоразборную конструкцию, соединяющую воедино все части судна (рис. 69). Они объединены в плоскостную систему: прочную, но имеющую возможность некоторой деформации за счет подвижности соединительных узлов и упругости балок-труб. Это позволяет смягчать действующие на судно ударные нагрузки, например, при плавании в волнение, не создавая тем самым пиковых напряжений в раме. Повышается и мореходность: поплавки уже не врезаются в волны, а плавно описывают их профиль, то есть изменяют дифферент, независимо друг от друга.
Рис. 69. Мост катамарана: 1 - баллерная накладка, труба 50x2,5; длина 80 мм; 2 - центральная балка - кормовая секция, труба 45x1,5, длина 1750 мм; 3 - стрингер - кормовая секция, труба 30x1, длина 1750 мм; 4 - кормовая поперечная балка, труба 40x1,5, длина 1750 мм; 5 - распорка, труба 20x1, длина 905 мм
Для удобства перевозки многие элементы моста сделаны составными. Конструкции соединяющих узлов надежны и состоят из минимального числа деталей. Например, соединение поперечных балок со стрингерами поплавков. Здесь только одна работающая деталь - гак, согнутый из трубки небольшого диаметра, с парой отверстий под пружинный фиксатор в верхней части. Между балками ставится резиновая прокладка, крюк гака обматывается изоляционной лентой на тканевой основе: для снятия концентрации напряжения в этом месте, а также для увеличения трения, препятствующего смещению поплавков вдоль судна. Центральная балка и все стрингеры состоят из двух труб каждый. Между мидельной и кормовой балками поставлены трубы-распорки, оканчивающиеся вбитыми в них пробками с короткими штырями. Ими они просто - без закрепления - входят в соответствующие отверстия в балках. Кроме того, в носовой части имеются стяжки, образующие с мидельной балкой треугольник: у основания они «насаживаются» на штыри распорок, а в вершине соединяются между собой и с другими элементами болтовым замком. Стяжки и распорки поставлены для того, чтобы зафиксировать раму и не позволять частям поперечного набора смещаться в продольном направлении. На центральной балке находится также степсовая коробка - на болтовом соединении, а в самом ее начале поставлена скоба штага, которая шплинтуется при сборке.
Шверт и руль Шверт и руль на «Альтаире» совместно создают необходимое боковое сопротивление. Шверт (рис. 70) находится на перекрестье мидельной и продольной балок на фасонном разрезном болте. Этот болт также удерживает балки от вращения относительно друг друга, а чтобы он не погнулся, приходится укреплять его верхней накладкой.
Шверт ставится в рабочее положение, если отпустить управляющий шкертик, идущий от него к задней балке. Подъем осуществляется снастью, пропущенной через переднюю балку. В воде он автоматически становится к потоку под углом атаки около 2-4° (в этом положении его удерживают две пары расчалок-тросов, проведенных от передней и задней его кромок к вспомогательным болтам мидельной балки), что позволяет катамарану двигаться почти без дрейфа. На «Альтаире» применен дюралюминиевый листовой шверт толщиной 5 мм; по сравнению с профилированным - объемным - он, как показала практика, более «живуч». В случае попадания при значительном дрейфе на мель или наезде на высоко сидящий в воде камень он только гнется, но не ломается и не вырывает расчалки. Правда, приходится мириться с несколько большим лобовым сопротивлением. Руль катамарана (рис. 71) вынесен далеко в корму и имеет большую, чем обычно у таких судов, площадь. Это обеспечивает быстрое и уверенное выполнение поворотов. Перо руля толщиной 4 мм изготовлено, как и шверт, из листа дюралюминия. Баллер проходит через накладку в самом конце центральной балки. В нижней его части имеется вертикальнй вырез, в котором на зашплинтованной оси-болте ставится само перо. Отдаётся оно в рабочее положение и поднимается с помощью сорлиня. Для удобства управления румпель снабжен удлинителем.
Парусная центровка катамарана выбрана такой, чтобы при свободно положенном румпеле приводиться на всех курсах. Это одно из требований безопасности, и Альтаир» сам становиться в наиболее безопасное положение относительно ветра. Центровку можно несколько корректировать, отклоняя шверт вперед или назад.
Гик Гик (рис. 72) по внешнему виду напоминает одну из дуг уишбона виндсерфера. На его ноке расположено натяжное устройство для регулировки «пауза» паруса, состоящее из пары двухшкивных блоков. С другой стороны гика имеется пары, которым он надевается на горизонтальный штырь втулки мачты и закрепляется барашком.
Мачта Мачта (рис. 73) изготавливается трёхколенной, с опорой верхних частей на сквозные штыри средней трубы. Шпор её устанавливается непосредственно на степс центральной балки. Вся мачта поставлена в шпоре на скобу-утку, согнутую из прутка Ø8 мм. Стоячий такелаж - две ванты и штаг.
На «Альтаире» использован парус типа «Стриж» (рис. 74). Поднимается один лишь грот (вооружение «кэт»): он может крепиться на мачте с помощью кармана шириной 250-300 мм, прошитого по всей длине передней шкаторины. Но лучше сделать «Стриж» двухслойным. В этом случае должно улучшиться аэродинамическое качество паруса, так как роль кармана - «мягкого» обтекателя мачты - будет выполнять все полотнище. Кстати, изготовление его значительно упростится.
Рис. 74. Парус «Стриж»: 1 - нашивки усиления шкаторин паруса; 2 - карман троса задней шкаторины; 3 - вырез под втулку; 4 - мачтовый карман; 5 - боуты шкотового угла; 6 - мачта; 7 - двух -шкивный блок; 8 - ходовой конец; 9 - заделка конца в шкотовом углу паруса; А - таль регулировки «пуза» паруса
Палуба Палуба (рис. 75) катамарана образована натянутой на мост плотной тканью, например лавсаном или брезентом. По краям ткани нашиты петли из капронового шнура. С их помощью она пришнуровывается к балкам. Получается что-то похожее на батут.
В передней части палубы можно сделать небольшой козырек-брызгоотбойник - дополнительный треугольник, составленный из труб. При транспортировке в ткань палубы упаковываются все детали судна, кроме самых длинных, и походное снаряжение. Поэтому в соответствующих местах нашиваются лямки и делаются петли для шнуровки.