Жестокий мороз, пронзительный, сбивающий с ног ветер, слепящая метель,
многочисленные препятствия создают немало трудностей в походе,
преодоление которых требует напряжения всех сил и большой выносливости.
При подготовке к переходу особое внимание
уделяется подгонке и защите обуви от увлажнения, так как ноги - самое
уязвимое место полярного путешественника.
Для утепления обуви обычно используются всевозможные стельки из фетра,
войлока, сенной травы и т. п. В условиях автономного существования
весьма эффективно защищают обувь от увлажнения бахилы. Это мешки или
чехлы из какой-либо ткани, которые надеваются поверх обуви и благодаря
образовавшейся прослойке воздуха сохраняют поверхность ее относительно
теплой.
Образующийся
водяной пар конденсируется на внутренней поверхности бахилы, которая
превращается в своеобразный водосборник, непрерывно высушивающий обувь.
Чтобы сохранить ноги в тепле, рекомендуется поверх носков надевать
мешочек из пластика,
а затем вторую пару носков.
Образующееся "мертвое" воздушное пространство обеспечивает надежную
теплоизоляцию ног. Очень важно утеплить голову и лицо, так как на них
приходится значительная часть теплоотдачи организма. При температуре
минус 4° теплоотдача с головы составляет почти 50% всей теплоотдачи
человека в состоянии покоя. По данным П. Бобста, теплопотери с
незащищенной головы при температуре воздуха минус 5° могут составить
около половины общей теплопродукции организма, а при минус 15° - почти
три четверти.
По плотному, ровному снежному насту можно идти со скоростью 5-6 км/час.
Советская спортивная экспедиция, стартовавшая
16 марта 1979 г. с о-ва Генриетты, преодолев около 2 тыс. км по
дрейфующим льдам Северного Ледовитого океана, на семьдесят шестые
сутки, 31 мая, достигла Северного полюса. Средняя скорость движения на
лыжах составляла 3 - 3,5 км в час. Максимальная протяженность пути,
пройденного за десять пятидесятиминутных переходов, достигала 38 км в
сутки.
Совершенно очевидно, что скорость движения снижалась до сотен и даже
десятков метров в час на участках с торосистым льдом. Таким образом,
если учесть, что даже при высочайшей спортивной подготовке участников
полярной экспедиции скорость их движения на лыжах была относительно
небольшой, уход терпящих бедствие с места аварии можно рекомендовать
лишь в самом крайнем случае.
Большую сложность во время переходов представляет ориентирование, поскольку обычный магнитный компас в высоких широтах
дает большие отклонения и ошибка в ориентировании может составить более 10°. Известно, что на стрелку компаса воздействует
сила земного магнетизма, которая складывается из горизонтальной и вертикальной составляющих.
С увеличением широты сила горизонтальной составляющей постепенно
ослабевает, она не может удержать стрелку в направлении север - юг, и
показания компаса искажаются. Среди бесконечного заснеженного
пространства тундры, однообразного белого ландшафта высокоширотных
арктических районов, где ровные, как стол, ледяные поля прерываются
беспорядочными грудами бело-голубых торосов, нет ни одного темного
пятнышка, которое могло бы служить ориентиром.
Из-за этого человек порой совершенно теряет представление о расстоянии.
Помощь в ориентировании могут оказать снежные надувы, сохраняющие
определенную конфигурацию под воздействием господствующих ветров. По
ним можно выдерживать
направление движения, а иногда даже определиться по странам света.
Наиболее узкой, низкой своей частью надувы располагаются с наветренной
стороны и, постепенно повышаясь, круто обрываются с подветренной.
Таким образом, на арктических островах, где преобладают восточные
ветры, обрывистая сторона надува будет обращена к западу; в
высокоширотных арктических районах, для которых характерны южные ветры,
она укажет направление на север. Немало помех в Арктике создает
рефракция, вызванная разностью температур нижних слоев воздуха и воды.
Луч зрения, проходя через среды различной плотности, преломляется в
горизонтальном и вертикальном направлениях, искажая наблюдаемые на
горизонте предметы.
Вследствие рефракции видимый горизонт понижается или, что бывает чаще,
повышается. Признаком появления миража обычно служит волнообразное
дрожание горизонта, возникновение в атмосфере легкой мглы. "Рефракция
настолько сильна, - записал я в дневнике 23 сентября 1954 г., - что вся
западная сторона горизонта кажется теперь окруженной барьером из
гранитных столбов,
будто совсем недалеко от нас поднял ледяные берега вынырнувший из
океана остров".
Веселую шутку сыграла рефракция с датскими полярными исследователями
Унтером и Поульсеном. Однажды они увидели на пригорке мускусного быка.
"В каждом мгновенно проснулся охотник, оба поползли на брюхе по всем
правилам искусства, укрываясь в русле высохшей речонки. Наконец
приблизились к ничего не подозревавшему животному на расстояние
выстрела и уже подняли ружья, как вдруг - что такое? Никак у животного
хвост? И впрямь оно вдруг замахало хвостом, громко залаяло и бросилось
навстречу бравым охотникам, которые, наверное, готовы были спрятаться в
мышиную норку, убедившись, что зверь, к которому они так осторожно
подползли, - одна из их собственных собак" (Миккельсен, 1914).
Арктический туман тоже зачастую невероятно искажает предметы и пейзажи.
"Низкий берег кажется горным хребтом, снежные
заструги высокими вершинами, а отдельные маленькие камни или даже помет
песца чуть ли не скалами" (Ушаков, 1953). Участники экспедиции
"Комсомольской правды" рекомендуют во время переходов по дрейфующим
льдам для обеспечения безопасности и выбора наиболее удобного маршрута
вести специальную разведку группой из двух человек.
Разведчики уточняют состояние маршрута, наличие проходов в полях
взломанного льда, в грядах торосов, места сужения разводий, определяют
необходимость использования плавсредств для преодоления обширных
полыней и т.д. Преодоление препятствий на маршруте требует знания
определенных правил и приемов.
Небольшие 2-3 метровые трещины можно просто перепрыгивать, сняв с себя
весь лишний груз и перебросив его на противоположную сторону, 4-6
метровые участки, заполненные снежной кашей (снежурой), переходят с
помощью "снежного моста" из больших глыб и обломков льда. Если путь
преграждает высокая гряда торосов, лучше всего попытаться обойти ее или
отыскать в радиусе 300 - 500 м проход.
Преодолевать гряду надо не торопясь, соблюдая максимальную
осторожность, так как глыбы льда зачастую находятся в неустойчивом
положении, и обрушившись под ногами, могут причинить серьезную травму
(перелом, вывих, растяжение связок). Но пожалуй, самым сложным и порой
непреодолимым препятствием является открытая вода - разводья и полыньи.
Узнать о них можно заранее по цвету неба, в котором, словно в
гигантском зеркале, отражается поверхность океана.
Об открытой воде всегда предупреждает водяное небо - темные пятна на
низких облаках. Нередко испарения воды, сгущаясь в холодном воздухе,
образуют над разводьями густой черно-бурый туман, напоминающий дым
лесного пожара. Сплошным ледяным полям соответствует так называемое
ледяное небо - характерное белесоватое отсвечивание на нижних слоях
облаков надо льдами, расположенными за границей видимости.
Ледяное небо особенно хорошо заметно в темную облачную ночь, когда при
высокой прозрачности воздуха ледяной отблеск
бывает виден миль за 20. Покрытые снегом берега, когда еще на море нет
льдов, иногда видны за 50 - 60 миль. Небольшие разводья можно
преодолеть на спасательной лодке или использовать в качестве
своеобразного парома отдельно плавающую льдину, отталкиваясь от
окружающих льдин палкой или ножом.
Но переправа через участки открытой воды - крайняя мера. Их лучше
обойти или переждать, пока образуется прочный лед. Процесс
льдообразования идет довольно быстро, и тем интенсивнее, чем ниже
температура воздуха. Так, прирост льда (при начальной толщине 10 см)
составляет при температуре минус 5° всего 0,6 см, с понижением
температуры до минус 25° - 2,9 см, а, например,
при минус 40° -4,6 см за сутки. Однако, чтобы избежать случайностей,
абсолютно надежным следует считать лед толщиной не менее 15-20 см.
Молодой, свежеобразовавшийся лед отличается от старого более темной
окраской и тонким, ровным снежным покровом без застругов и надувов.
Участки молодого льда рекомендуется преодолевать по одному, страхуя
идущих с помощью веревки. При этом снаряжение, погруженное в
спасательную лодку, следует оставить на краю старого льда. Но если лед
неожиданно провалился,
надо постараться принять горизонтальное положение, а в качестве опоры
использовать нож, воткнув его в лед.
Этот простой способ не раз спасал жизнь людям, провалившимся под лед.
Выбравшись из воды, человек должен, несмотря на холод, немедленно
раздеться, выжать одежду и развести, если возможно, костер. Опытные
полярники считают, что, как ни страшна перспектива раздевания на
морозе, она более безопасна, чем продолжение перехода в мокром
обмундировании.
Особую опасность представляют торошения льда и быстрые разломы ледяного
поля. При первых признаках торошения (скрежет льда, образование
разломов и нагромождений льдин) переход немедленно прекращается, и
после оценки обстановки люди должны
покинуть опасный участок, выбрав направление, где ледяное поле
находится в спокойном состоянии.
При быстрых разломах поля, когда края его могут разойтись на расстояние
в несколько десятков метров, разъединив членов группы, действия не
должны быть излишне поспешными. Следует оценить создавшуюся обстановку,
определить возможность обхода образовавшегося разводья и лишь в крайнем
случае прибегнуть к помощи надувной лодки.
Зимние переходы в тундре не менее трудны. Единственным ориентиром,
который иногда может помочь в выборе правильного направления, служат
гурии - искусственные груды камней, сложенные на берегу в качестве
опознавательного знака. Нередко в гурии
находится банка с запиской, из которой можно получить ценную
информацию, необходимую для принятия решения и определения
дальнейших действий.
Особенно опасен переход во время пурги. Сильный, пронизывающий ветер
сбивает с ног, изматывает силы, затрудняет дыхание,
человек быстро слабеет. Так, при ветре 25 м/сек темп движения снижается
с 5 до 0,5 - 1 км/час. Воздействие низких температур в сочетании с
сильным ветром ведет к быстрому увеличению энерготрат. Например, при
ходьбе при встречном ветре они возрастают
до 645 ккал/час. В результате организм, расходуя тепло, быстро
охлаждается.
Так, у испытуемых, участвовавших в 40-часовом переходе по тундре при
температурах воздуха минус 15 - 40° и ветре, достигавшем порывами до 20
м/сек, температура тела снизилась с 37 до 35,4°. Кроме того, при
скорости ветра свыше 10 м/сек нормальное
дыхание нарушается, поскольку воздушный поток затрудняет акты вдоха и
выдоха. Но что самое главное, в пургу люди лишаются способности здраво
осмысливать создавшееся положение, теряют ориентировку и в результате
легко становятся жертвами мороза.
"Не подлежит сомнению,- писал известный английский полярник Роберт
Скотт,- что человек в пургу должен поддерживать не только
кровообращение в своих членах, но и бороться против онемения мозга и
отупения рассудка, грозящих роковыми последствиями"
(Скотт, 1955). Один из участников экспедиции Р. Скотта, врач
Э.Аткинсон, во время пурги отошел на несколько метров от домика, чтобы
сделать замер температуры, и тут же сбился с пути.
В течение 6 часов бесцельно бродил он в непроглядной снежной мгле, то
ложась, то снова вставая, то петляя из стороны в сторону. Только
счастливая случайность спасла его от верной гибели. Арктика знает
немало трагических случаев, когда люди, заплутавшись в пургу, замерзали
у самого порога своего дома. Вот почему опытные полярники считают, что
при первых признаках пурги - усилении ветра и снегопада - следует
немедленно прекратить переход и укрыться в снежном убежище до окончания
непогоды.
"Лучшее и самое верное средство против пурги при любых условиях -
переждать ее", - советует Ушаков. В теплое время года переходы по
дрейфующему льду осложняет талая вода. Дно бесчисленных снежниц
изобилует впадинами, неровностями, на которых легко поскользнуться,
получить травму или в лучшем случае основательно промокнуть.
В летней тундре поверхностный слой почвы, оттаяв под лучами солнца,
превращается в вязкое, труднопроходимое болото, а бесчисленные ручейки
и речушки заставляют часто менять направление, что удлиняет маршрут и
увеличивает утомление. Обстановка
усугубляется частыми дождями и туманами, усложняющими ориентирование и
препятствующими определению местонахождения
по небесным светилам.
"Человек в экстремальных условиях природной среды"
В.Г. Волович. http://kombat.com.ua/vol/vol20.html